Антибиотик - медикамент, обычно получаемый из грибов, которые подавляют рост определенных микроорганизмов. Широко используются для профилактики и лечения различных заболеваний. Один из первых самых известных медикаментов этого класса - пенициллин.
Биотехнологии - комплекс технологий, которые включают манипулирование живыми организмами для производства новых продуктов, в том числе питания и медицины. Эти технологии включают пересадку клеток, тканей, эмбрионов и частей ДНК (генная инженерия).
Биоразнообразие - вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются, это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем
ДНК (дизоксирибонуклеиновая кислота) - высокополимерное природное соединение, содержащееся в ядрах клеток живых организмов, носитель генетической информации.
Ген - единица наследственного материала, ответственная за формирование какого-либо элементарного признака.
Генная инженерия (ГИ) - совокупность приемов, методов и технологий, в том числе технологий получения рекомбинантных рибонуклеиновых и дезоксирибонуклеиновых кислот, по выделению генов из организма, осуществлению манипуляций с генами и введению их в другие организмы
Генно-модифицированный организм (ГМО, ГИО) - организм или несколько организмов, любое неклеточное, одноклеточное или многоклеточное образование, способные к воспроизводству или к передаче наследственного генетического материала, отличные от природных организмов, полученные с применением методов генной инженерии и содержащие генно-инженерный материал, в том числе гены, их фрагменты или комбинации генов.
Живой модифицированный организм - любой живой организм, обладающий новой комбинацией генетического материала, полученной благодаря использованию современной биотехнологии.
Протеины (белки) - высокомолекулярные органические вещества, построенные из остатков 20 аминокислот, составляют основу жизнедеятельности всех организмов.
Рекомбинация ДНК - появление новых сочетаний генов, ведущих к новым сочетаниям признаков у потомства.
Транснациональная корпорация (ТНК) - обозначает компанию, которая имеет свои представительства во многих странах (сотнях стран) и часто ведущая менее 50% своей деятельности в стране, где она была основана. Некоторые такие компании, сейчас переносят свои центральные офисы за пределы страны, где была создана корпорация. Расширение круга акционеров также делает понятие "родины" компании довольно размытым.
Трангенные организмы - животные, растения, микроорганизмы, вирусы, генетическая программа которых изменена с применением методов генной инженерии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Конвенция о доступе к информации,
участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по
вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция) Конвенция
"Ссылаясь на принцип 1 Стокгольмской декларации по проблемам окружающей
человека среды, ссылаясь также на принцип 10 Рио-де-Жанейрской декларации по
окружающей среде и развитию, ссылаясь далее на резолюции Генеральной ассамблеи
37/7 от 28 октября 1982 года о Всемирной хартии природы и 45/94 от 14 декабря
1990 года о необходимости обеспечения здоровой окружающей среды в интересах
благосостояния людей, ссылаясь на Европейскую хартию по окружающей среде и здравоохранению,
принятую на первой Европейской конференции "Окружающая среда и здоровье"
Всемирной организации здравоохранения во Франкфурте-на-Майне, Германия, 8 декабря
1989 года,…"
"…отмечая важность предоставления потребителям надлежащей информации о
продуктах, с тем чтобы обеспечить им возможность делать обоснованный выбор с
учётом интересов охраны окружающей среды; признавая обеспокоенность общественности
в связи с преднамеренным высвобождением генетически изменённых организмов в
окружающую среду и необходимость повышения открытости и большего участия общественности
в процессе принятия решений в этой области,… договорились о нижеследующем:
"Статья 1 Цель
Для содействия защите права каждого человека нынешнего и будущих поколений жить
в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния,
каждая Сторона гарантирует права на доступ к информации, на участие
общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по
вопросам, касающимся окружающей среды, в соответствии с положениями
настоящей Конвенции…"
Статья 2 Определения
"Для целей настоящей Конвенции:
1. "Сторона" означает, если в тексте не содержится иного указания,
Договаривающуюся Сторону настоящей Конвенции;
3. "Экологическая информация" означает любую информацию в письменной,
аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:
а) состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера,
вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое
разнообразие и его компоненты, включая генетически изменённые организмы, и взаимодействие
между этими элементами; …"
" Статья 3 Общие положения
1. Каждая Сторона принимает необходимые законодательные, регламентирующие и
другие меры, включая меры по достижению совместимости положений, регламентирующих
порядок осуществления положений настоящей конвенции, касающихся информации,
участия общественности и доступа к правосудию, а также надлежащие меры по обеспечению
их применения, для создания и поддержания чёткой, открытой и согласованной структуры
для осуществления положений настоящей Конвенции."
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Кыргызская Республика расположена
на северо-востоке стран Центральной Азии, с трех сторон: с севера, с запада
и юга республика граничит с республиками Содружества Независимых Государств-
Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, а с востока и юго-востока с Китайской
Народной Республикой.
На территории КР можно найти все природные зоны, свойственные Северному полушарию,
за исключением тропической.
По климатическим условиям Кыргызстан характеризуется зоной резкой континентальности,
значительной интенсивностью и продолжительностью солнечного сияния, горизонтальной
и вертикальной поясностью и большими пространственными различиями.
Кыргызская Республика - уникальный по биоразнообразию регион Центральной Азии. Несмотря на то, что Кыргызстан занимает только 0,13% всей суши Земли, в стане обитает около 3% мировой фауны, произрастает более чем 7400 видов высших, низших растений и грибов.
Видовое разнообразие и концентрация
видов
Группа
|
МИР
|
КЫРГЫЗСТАН
|
|||
Число
видов в мире
|
Число
видов на 1 тысячу кв. км.
|
Число
видов в Кыргызстане
|
% от
мирового сообщества
|
Число
видов на 1 тысячу кв. км
|
|
Вирусы,
бактерии, простейшие
|
5760
|
0,011
|
261
|
0,05
|
1,32
|
Низшие
растения
|
73883
|
0,145
|
3676
|
4,98
|
18,57
|
Высшие
растения
|
248428
|
1,666
|
3786
|
1,52
|
19,12
|
Черви
|
36200
|
0,071
|
1282
|
3,54
|
6,47
|
Моллюски
|
50000
|
0,098
|
168
|
0,34
|
0,85
|
Членистоногие
|
Ок.
2 млн.
|
13,407
|
10290
|
0,51
|
51,72
|
Рыбы
|
19056
|
0,041
|
75
|
0,39
|
0,38
|
Амфибии
|
4184
|
0,023
|
4
|
0,09
|
0,02
|
Рептилии
|
6300
|
0,047
|
33
|
0,52
|
0,15
|
Птицы
|
9040
|
0,062
|
368
|
4,07
|
1,86
|
Млекопитающие
|
4000
|
0,027
|
83
|
2,07
|
0,44
|
Кыргызстан имеет богатую рекреационную базу. Республика входит в число 200 приоритетных экологических регионов планеты . На юге КР находится центр происхождения культурных растений.
На сегодняшний день в КР насчитывается 89 особо охраняемых природных территорий общей площадью 777,3 тыс. га, что составляет 3,9% от территории республики. С 1997 года в республике реализуется проект по созданию особо охраняемой биосферной территории "Иссык-Куль" в соответствие с международной программой ЮНЕСКО "Человек и биосфера". В сентябре 2001 года Кыргызстан стал 91 страной, получившей официальное признание ЮНЕСКО.
Статистический сборник "Внешняя торговля Кыргызской Республики 1999-2001",Национальный
статистический комитет Кыргызской Республики, Бишкек, 2002 г. Табл.II.A.17
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
SWOT-анализ ГМО и КР
Возможности
- Возможность позиционирования Кыргызстана на международной арене как страны
с нетронутыми природными экосистемами, "экологически - чистой страны ",
что соответствует выбранному направлению на развитие туризма в КР;
- Поддержка местных производителей экологически- чистых пищевых продуктов путем
предоставления конкурентного преимущества перед производителями ГМ-продуктов;
- Привлечение внимания к КР на международной арене (занимание Кыргызстаном определенной
позиции по отношению к продуктам генной инженерии может стать хорошим коммуникативным
событием способным привлеч внимание мировой общественности);
- Введение обязательной ГМ-маркировки на продукты питания позволит реализовать
выполнение закона о Правах потребителя, и положений Архусской Конвенции;
Внешние угрозы
Большие агрессивные ТНК занимают национальные рынки
Транспортно-коммуникационное месторасположение КР создает дополнительные затруднения
препятствовать проникновению трансгенных семян на поля КР
Большой внешний долг
Нищета страны (и населения) и региона
Конфликт интересов больших держав
Сильные стороны
- Образованное население
- Наличие рыночной инфраструктуры или рыночно нацеленная страна
- Предприимчивые люди
- Высокая внутренняя конкуренция при ограниченном рынке
- Мобильность
- Отсутствие сильной мафии
- Хорошая репутация у сильных стран и мировых держав
- Хорошие климатические (экологические) условия
- Малое население, территория, государственное управление-возможность быстрой
обратной реакции (связи)
- Доброжелательное население, его ментальность (тяга к образованию)
- Сильный гражданский сектор
Слабые стороны страны
- Жажда быстрых результатов (нетерпеливость-нежелание работать и думать долго
и длинно)
- Бедность
- Отсутствие сильного местного бизнеса
- Нет культуры уважения к государственной собственности (Заповедникам, ООПТ)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Круглый стол "ГМ-продукты:
плюсы и минусы для производителей Кыргызстана. Возможность выбора"
Бишкек, 14 февраля 2003 года.
Участники; представители фирм -производителей пищевых продуктов
Основные выводы и наблюдения,
сделанные участниками круглого стола
Участники признали серьезность и неоднозначность проблемы ГМО;
Положительные стороны появления
ГМО в КР Отрицательные стороны появления ГМО в КР
· Увеличение объемов продовольственной базы;
· Относительная дешевизна ГМО продуктов;
· Помощь в решении проблем по борьбе с бедностью;
· Появление ГМ-овощей и фруктов с повышенным сроком хранения;
· Увеличение объемов оптовой торговли;
· Вход в мировое торговое пространство;
o Проблема не изученности
и не прогнозируемости процесса на современном этапе (потенциальные риски);
o Проблемы биобезопасности;
o Потенциальные риски здоровью нации;
o Не информированность населения;
o Фрагментарная информированность специалистов- природоохранных структур и бизнесменов
о проблеме;
o Отсутствие в КР материальной и технической базы для изучения вопроса;
Бизнесмены обозначили готовность
введения ГМ-маркировки на свою продукцию по ряду причин:
· потребитель имеет право знать, что покупает;
· фирмы производящие натуральные продукты получат возможность конкурентного
преимущества;
· отрицательная мотивация (если Казахстан введет контроль по ГМ-маркировке,
то рынок Казахстана будет закрыт для Кыргызских производителей);
· возможность защиты национального рынка от ненатуральных продуктов (от зарубежных
конкурентов);
По отношению к проблеме ГМО
в целом:
· потребность создания закона о ГМО и механизма введения этого закона;
· потребность в создании специальных лабораториях (как государственных, так
и независимых) путем открытия новых лабораторий или переоборудования существующих;
· потребность в информировании широких слоев населения о ГМО через широкомасштабные
информационные кампании;
· необходимость привлечения разных групп и структур общества к данной проблеме;
· необходимость мониторинга ситуации с ГМО в КР;
· необходимость использование опыта других стран и международных организаций
по данной проблеме;
Риски
· Возникновение у населения ГМ-фобии;
· Возникновение "новой кормушки" для представителей контролирующих
гос.структур;
· Риск высокой стоимости процедуры экспертизы на ГМ-соответствие и недоступность
ее для малого и среднего бизнеса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Круглый стол "ГМО в Кыргызстане.
Проблемы безопасности"
Бишкек, 28 марта 2003 года.
Участники; представители госструктур Кыргызстана
Основные выводы и наблюдения,
сделанные участниками круглого стола
· Участники признали серьезность и неоднозначность проблемы ГМО;
· Участники круглого стола обозначили необходимость выбора государственной политики
относительно проблемы ГМО.
Представители гос. структур
обозначили ситуацию с ГМО в КР на сегодняшний день:
· Существующие лаборатории не оснащены даже самым необходимым оборудованием.
Нужна дорогостоящая аппаратура и реактивы;
· Нет института питания;
· Общественность и специалисты недостаточно информированы о проблеме, или информированы
фрагментарно
По отношению к проблеме ГМО
в целом:
· Потребность выбора государственной позиции относительно ГМО;
· потребность создания нормативно-законодательной базы по ГМО;
· потребность в создании специальных лабораторий путем открытия новых лабораторий
и переоборудования существующих;
· потребность в информировании широких слоев населения о ГМО через информационные
кампании;
· необходимость мониторинга ситуации с ГМО в КР;
· необходимость использование опыта других стран и международных организаций
по данной проблеме;
Представители гос. структур
обозначили варианты развития событий относительно ГМО:
А) Относительно завоза ГМО в страну:
· Полный запрет на ГМО в Кыргызстане;
· Завоз ГМО, но с определенными ограничениями;
· Завоз с введением ГМ-маркировки;
· Завоз, но информирование населения;
Б) Относительно производства ГМО в КР
· производство экологически чистых продуктов;
· производство ГМО
Механизм осуществления контроля за ГМО -введение ГМ- маркировки.
Возможности для КР в связи
с ГМО:
· возможность создания на международной арене имиджа КР как- страны с экологически
чистыми продуктами и нетронутыми экосистемами;
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
Круглый стол "ГМО и современный
Кыргызстан"
Бишкек, 4 апреля 2003 года.
Участники; представители НПО Кыргызстана
Основные выводы и наблюдения
сделанные участниками круглого стола
Участники признали серьезность и неоднозначность проблемы ГМО;
Участники обозначили "плюсы" и "минусы" ГМО для КР:
Участники круглого стола обозначили
первостепенность рассмотрение проблемы ГМО через призму:
· учета рисков влияния ГМО на здоровье населения;
· сохранение биоразнообразия и природных экосистем;
По отношению к проблеме ГМО
в целом:
· потребность создания закона о ГМО и механизма введения этого закона;
· потребность в создании специальных лабораториях (как государственных, так
и независимых) путем открытия новых лабораторий и переоборудования существующих;
· потребность в информировании широких слоев населения о ГМО через информационные
кампании;
· необходимость привлечения разных групп и структур к данной проблеме;
· необходимость мониторинга ситуации с ГМО в КР;
· необходимость использование опыта других стран и международных организаций
по данной проблеме;
Результаты работы в группах
можно условно разделить на три компонента:
· Действия по отношению к трансгенным семенам
· Действия по отношению к ГМ-продуктам.
· Информационные кампании.
1. Необходимые действия в
связи с завозом в КР трансгенных семян:
· Создать закон о запрещении ввоза трансгенных семян;
· Необходимо работать с фермерами и арендаторами;
· Необходимость работы с таможней;
· Информирование фермеров и арендаторов о "вреде ГМ-культур" и о запрете
на ГМ-семена (на основании правки к закону "об охране окружающей среды"
(2002 г.));
· Создание независимой комиссии по контролю за ввозом трансгенных семян на территорию
КР;
· Приостановление подписания Картахенского протокола;
2. Необходимые действия по
продуктам питания:
· Обеспечение пищевой безопасности;
· Введение ГМ-маркировки;
· Работа с матерями и детьми;
· Информирование общественности на разных уровнях;
· Лоббирование снижения налоговых ставок для производителей производящих экологически
чистые продукты;
· Контроль продуктов питания.
3. Информационные кампании:
· Информирование широких слоев общественности о потенциальных рисках связанных
с ГМО;
· Избежание ГМ-фобии (так была обозначена производителями пищевых продуктов
(круглый стол от14 февраля 2003г.) возможность панического отношения к пищевым
продуктам в следствие, однобокого, неуправляемого слива информации о рисках
ГМО на широкую общественность);
· Возможность построения имиджа КР на международной арене как государства производящего
экологически-чистые продукты и государства с природными экосистемами (впервые
о подобных компаниях заявили представители гос.стуктур на круглом столе от 28
марта 2003 г.);
· Работа с местными элитами (учителя, аксакалы, ТОСы, и др.)
· PR-кампании по информированию общественности;
ПРИЛОЖЕНИЕ 8.
Прогнозируемые последствия
для естественных экосистем .
Генная инженерия представляет большую опасность для экосистем и биоразнообразия,
в том числе увеличение риска заболеваний растений и появления новых вредителей,
суперсорняков, генетическое загрязнение, перекрестное опыление ГМ - культур
и обычных, а также принуждение фермеров к ведению химически интенсивного сельского
хозяйства. Генетическое загрязнение путем перекрестного опыления полей с ГМ
культурами уже начинает перерастать в экологический кризис. Пчелы и другие насекомые-опылители,
ветер, дождь, птицы, перенося пыльцу модифицированных растений на соседние поля,
заражают посевы в хозяйствах, где применяются классические и "органические"
технологии.
Понятие биоразнообразие охватывает все живые организмы, их генетический материал
и экосистемы, частью которых они являются. Обычно оно описывается на трёх уровнях:
генетическое, видовое и экосистемное. Генетическое разнообразие подразумевает
генетические вариации внутри вида или популяции, которые помогают приспособиться
к новым вредителям, болезням, и изменении среды обитания, климата и сельскохозяйственных
методов. Видовое разнообразие- общее число видов, обитающих на данной территории,
будет изменяться в сторону воздействие ГМО. Последствия для территорий могут
быть самыми различными, вплоть до полного изменения видового баланса. Экосистемное
разнообразие- общее число экосистем и независимых сообществ и их окружающая
среда. Экосистемы могут занимать различные территории. Они включают такие типы
как горные, лесные, луговые, степные полупустыни, пустыни, болотные сообщества,
а также сельскохозяйственные системы, которые зависят от человека и содержат
определённый набор животных и растений.
Угрозы окружающей человека среде.
Основываясь на наблюдениях над растениями естественного происхождения, учёные
прогнозируют следующие:
-- Появление новых сорняков: растение, модифицированные с целю придания устойчивости
к повышенной засаленности почв, может распространятся за пределы посевной площади,
заселить эстуарии и подавить их естественную флору.
-- Повышение устойчивости существующих сорняков: культурные растения способны
распростронять свой генетический материал путём опыления ветром или насекомыми
на расстояние в несколько километров среди диких родственников, некоторые из
которых могут оказаться сорняками. Таким путём, чужеродные гены ГМ- растений,
устойчивых к антибиотикам, гербицидам (пестицидам) или засухе, могут передоваться
сорнякам, затрудняя борьбу с ними.
-- Поражение нецелевых видов: вирусы, микроорганизмы или растения, получившие
в результате модификации способность убивать насекомых- паразитов могут также
наносить вред полезным насекомым. В результате экспериментов было выяснено,
что ГМ- бактерия, созданная как переработчик растительных отходов (например,
листьев) на спирт с целю использования его в качестве топлива, уменьшала популярностю
полезных грибов. В некоторых случаях от отравления алкоголем погибала также
близлежащая растительность.
-- Уничтожение биоразнообразия путём подавления аборигенных видов: ГМ- культуры
с повышенной устойчивостью к неблагоприятным внешним условиям, могут распространится
за пределы опытных полей, заселить иные экосистемы и заменить собой естественные
аборигены виды. Такая потеря биоразнообразия может серьёзно сказаться на способности
экосистемы в целом успешно противостоять неожиданному ухудшению внешних условий,
такому как засуха или вспышка болезни.
-- Исчезновения ценных биологических ресурсов: бактерия Bacillus thuringiensis
использования в настоящий момент как естественный инсектицид. Ученые, однако,
создали множество растений, способных вырабатывать Bt, что ускоряет процесс
адаптации вредных насекомых к токсину, делая его неэффективным.
Возможно, возникнут пестицидо- и гербицидо- устойчивые виды сорняков и вредителей,
и тогда понадобятся более сильные химикаты для их подавления. Первые такие сорняки
уже появились. Гербицидо устойчивый ГМ-рапс распространил ген устойчивости на
родственные виды, такие как дикая горчица. Супервредители тоже скоро появятся,
как видно по быстрому приобретению устойчивости коробочным (хлопковым) червем,
живущим на Bt-вариантах кукурузы и хлопка. Некоторые ГМ- виды, как только оказываются
на свободе, тут же выживают немодифицированных конкурентов, как, например, выведенный
экзотический ГМ- карп, вдвое большой и вдвойне прожорливый по сравнению с диким
видом, который вскоре встал на вершину пищевых цели, поставив своих конкурентов
под угрозу вымирания.
Потенциальные риски здоровью нации
По данным Йоркской лаборатории питания (Великобритания), число случаев пищевой
аллергии, связанных с соей, увеличилось в 1998 г. на 50 %. Открытие сделанное
в Йорке, дает реальные сведение о том, что ГМ- продукты могут иметь явное негативное
влияние на человека. Это первый случай за 17 лет, когда соя оказалось в первой
десятке продуктов, способных вызывать аллергию. Среди хронических болезней,
которое может вызывать соя, присутствуют синдром раздражения кишечника, болезни
кожи, включая угревую сыпь и экзему, а также проблемы пищеварения. Люди могут
также страдать от хронической усталости, неврологических проблем, головных болей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9.
ГМ продукты: США "играют
с голодом". Заявления в преддверии Международного
саммита по сельскому хозяйству
Американское Агентство по Международному Развитию (USAID) и Всемирную Продовольственную Программу (ВПП - WFP) призывают не принуждать развивающие страны принимать ГМ продовольственную помощь Польза от такой помощи весьма сомнительна, так как в ней теперь зачастую содержатся генно-модифицированные (ГМ) компоненты, - говорится в докладе международной организации "Друзей Земли", опубликованном на прошлой неделе.
Конгресс США принял закон,
обязывающий агентства продовольственной помощи включать ГМ продукты в программах
продовольственной помощи. В то же самое время США возбудили дело во Всемирной
Торговой Организации (ВТО) против моратория Европейского Союза на ГМО. В докладе
и пресс-релизе, опубликованном сегодня, "Друзья Земли" требует, чтобы
США прекратили использование голода как политического и маркетингового средства
для обеспечения прибыли большим аграрным компаниям.
"США должны прекратить игру с голодом. После того, как они использовали
программу USAID по одолению голода для проталкивания ГМ кукурузы в Южной Африке,
теперь они используют всё более неприемлемые методы. Африканские страны должны
решать сами, какие продукты им нужны. Аморально поведение США, которые играют
с голодом" говорит Нимо Бассей, директор "Друзей Земли - Нигерии".
Противостояния относительно Генетически Модифицированной (ГМ) продовольственной
помощи возникли в 2000 году и быстро возросли в 2002, когда несколько Южно-Африканских
стран отказались от ГМ продовольственной помощи во время продовольственного
кризиса. Африканские страны были поставлены в ситуацию или принять ГМО, или
дать умереть от голода многим людям. Некоторые страны в роде Мозамбика и Зимбабве,
отказались от ГМ зерновых ссылаясь на экологические риски, но вынуждены были
принять ГМ муку.
Только Замбия решила отказаться как от ГМ зерна, так и от ГМ муки, ссылаясь
на здравоохранительные проблемы. Доклады, поступающие из страны, показывают,
что Замбия до сих пор справляется с голодом без ГМ продуктов.
Недавно возбужденное США дело во Всемирной Торговой Организации (ВТО) против
моратория Европейского Союза на ГМО ещё больше углубило противостояние. США
опять осуждают мораторий Европейского Союза и утверждают, что он послужил причиной
Африканского отказа от ГМ продовольственной помощи. Недавно Европейский Союз
строго отверг эти соображения.
Недавно опубликованный доклад международной организации "Друзья Земли"
под названием "Играя с голодом" предоставляет обзор случаев поставок
ГМ продовольствия в качестве помощи после 2000 года. В Докладе говорится о том,
что противостояние по вопросу ГМ продовольствия во время кризиса в Южной Африке
было проигнорировано Всемирной Продовольственной Программой ООН и Американским
Агентством по Международному Развитию. Оба агентства были информированы о противостоянии
относительно ГМ продовольственной помощи и соответственно, должны были обеспечить
принимающие страны реальными альтернативами.
Международная организация "Друзья Земли" сегодня направила письмо
Всемирной Продовольственной Программе и Американскому Агентству по Международному
Развитию с призывом принять неотложные меры для предотвращения попадания ГМО
в продовольственной помощи. Как заявляет Нимо Бассей, "существовали реальные
альтернативы ГМО, но Африканским странам не была предоставлена возможность их
получения. Необходимо прекратить подобную практику".
Доклад также предоставляет информацию о циничной политики США относительно ГМ
продуктов и критикует систему продовольственной помощи. Рикардо Наваро, председатель
"Друзей Земли" из Сальвадора отмечает: "Продовольственная помощь
часто используется США как маркетинговое средство для завоевания новых рынков
сбыта. Выгоду от нынешней системы продовольственной помощи в основном получают
большие аграрные компании. Необходимо более строгое регулирование продовольственной
помощи, чтобы избежать её использования как средства для овладения новыми рынками
сбыта.
Доклад публикуется за месяц до значительного международного саммита по сельскому
хозяйству, который пройдёт в Сакраменто (США) 23-25 Июня, 2003 года. Организаторами
форума являются Департамент по сельскому хозяйству США, Агентство США по международному
развитию и Государственный Департамент США, на него приглашены министры сельского
хозяйства и торговли из 180 стран. Ожидается, что правительство США постарается
использовать этот форум для проталкивания ГМО в развивающихся странах. Примечательно,
что Департамент по сельскому хозяйству США и USAID занимаются большей частью
программ продовольственной помощи в мире.
26 мая 2003 года
Соб. инф. Георгий Маградзе
Друзья Земли
Грузия
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Графики изменения уровня заболеваемости за 10 лет на территории КР.
ПРИЛОЖЕНИЕ 11.
Резолюция
Круглого стола "ГМО, проблемы безопасности Кыргызстана".
г. Бишкек 28 марта 2003 года.
Мы, участники круглого стола
"ГМО, проблемы безопасности Кыргызстана",
обсудив проблемы, связанные с Генетически Модифицированными организмами (ГМО)
в Кыргызстане;
выяснив неоднозначность сложившейся ситуации в свете международных Конвенций
ратифицированных КР, в частности с Архусской Конвенцией, Конвенцией по сохранению
биоразнообразия, а также в соответствии с законодательством КР;
принимая во внимание современное экономическое состояние республики и пожелания
ведущих производителей натуральных пищевых продуктов КР;
учитывая уникальные природные ландшафты Кыргызстана, с учетом развития туризма
в КР;
оценивая потенциальные риски здоровью граждан КР в связи с поступлением в республику
ГМО и ГМ-продуктов.
ОБРАЩАЕМСЯ К ПРЕЗИДЕНТУ КР, ДЕПУТАТАМ ЖОГОРКУ КЕНЕША И ПРАВИТЕЛЬСТВУ КЫРГЫЗСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ:
· определить позицию государства относительно проблем, связанных с Генетически
Модифицированными Организмами. Так как возможные действия, связанные с ГМО,
должны решаться на государственном уровне;
· рассмотреть возможность создания целенаправленной информационной программы
по позиционированию Кыргызстана на международной арене как страны производящей
экологически чистую продукцию (продукция содержащая ГМ-компоненты экологически-
чистой считаться не может) и страны с естественными экосистемами, что несомненно
привлечет туристов;
· осознавая экологические риски, связанные с возможным поступлением Живых Измененных
Организмов (ЖИО) на поля КР и, принимая во внимание уникальность естественных
экосистем Кыргызстана, считаем необходимым уделить пристальное внимание завозимым
в КР семенам растений, так как существует экологический риск переопыления ГМ-культур
с естественными, что может привести к исчезновению эндемичных видов и изменению
природных экосистем КР;
· способствовать реализации прав потребителей КР, обозначенных в Законе КР "О
правах потребителя", но не выполняющихся в связи с отсутствием маркировки
на ГМ-продукты в КР;
· рассмотреть необходимость создания нормативно-правовой базы относительно Генной
инженерии, ГМО, ЖИО и ГМ-продуктов и соответственно, их маркировки;
· способствовать введению единых правил контроля на ГМО и ГМ-продукты на базе
существующих министерств и ведомств;
· способствовать повышению информированности населения о проблемах, связанных
с ГМО, Живыми Измененными Организмами (ЖИО) и ГМ-продуктами.
Участники круглого стола "ГМО,
проблемы безопасности Кыргызстана"
Бекулова Дж., Асанбеков Т.А., Афанасенко В.Л., Тургунбекова Ж.К., Исмаилова
К.И, Полтавская А.А., Бектенова Н.Ш., Савина С.П., Корж Ю.Н., Бурова Т.Ф., Тотубаева
Н.Э., Капаров М.Н.