5. РЕКОМЕНДАЦИИ
Исходя из анализа международного опыта и текущей ситуации в стране, Рабочая группа проекта считает необходимым предложить для рассмотрения следующий вариант развития политики по отношению к продуктам Генной инженерии в Кыргызской Республике:
Запрет на ввоз и использование трансгенных семян (что соответствует принятому национальному законодательству см. дополнение к закону "Об охране Окружающей среды"), при использовании ГМ-продуктов, при введении ГМ- маркировки.
При данном развитии
событий необходимо поставить надежный заслон проникновению трансгенных семян
и ГМ-растений на территорию Кыргызстана. ГМ-продукты, поступающие в КР, подвергать
обязательной экспертизе на ГМ -соответствие. После прохождения экспертизы маркировать
продукты питания.
Пространство возможностей, открывающееся при данном развитии событий:
- Возможность позиционирования Кыргызстана на международной арене как страны
с нетронутыми природными экосистемами, "экологически чистой страны ",
что соответствует выбранному направлению на развитие туризма в КР;
- Поддержка местных производителей экологически- чистых пищевых продуктов путем
предоставления конкурентного преимущества перед производителями ГМ-продуктов;
- Привлечение внимания к КР на международной арене (данный способ развития событий,
без сомнения привлечет внимание мировой общественности);
- Введение обязательной ГМ-маркировки на продукты питания позволит реализовать
выполнение закона о Правах потребителя, и положений Орхусской Конвенции;
- При написании закона применить терминологию международного экологического
права "генетически измененные организмы", "генетически измененные
продукты и т.д., в отличие от нормативно-правового применения наименования ГМ-продукты
в законодательной базе России.
Препятствия:
- на территории республики, по непроверенным данным, высеваются трансгенные
семена;
- по непроверенным данным, благотворительная организация "Красный Крест"
в течение нескольких лет поставляла трансгенные семена малообеспеченным семьям;
- В Кыргызстане на настоящее время нет лабораторий, способных произвести анализ
на ГМ-соответствие;
- В настоящее время много продуктов питания и семенной материал попадает в КР
контрабандой и процесс не контролируется, сложно управлять процессом;
Риски:
- Разорение части мелких предприятий по производству пищевой продукции (в случае
если плата за экспертизу на ГМ-соответствие окажется слишком высокой);
- В случае принятия Закона о ГМО возникает проблема его исполнения, если не
будут четко и однозначно прописаны механизмы его реализации.
Ресурсы:
- Кыргызстан является ратификантом Ковенции о доступе к информации, участии
общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам,
касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция);
- Кыргызстан является ратификантом Ковенции о биоразнообразии;
- Биосферный биорезерват Иссык-Куль является природным памятником ЮНЕСКО (а
значит и подлежит охране международными организациями);
- Согласие групп интересов с данным вариантом развития событий;
- Образованное население
- Высокая внутренняя конкуренция при ограниченном рынке
- Хорошая репутация у сильных стран и мировых держав
- Хорошие климатические (экологические) условия позволяющие обойтись без использования
трансгенных семян
- Малое население, территория, государственное управление-возможность быстрой
обратной реакции (связи)
- Сильный гражданский сектор