РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
"ШКОЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ"

Составитель М.В. Матвеенко

ДЛЯ СТУДЕНТОВ
I-III КУРСА, а также школьников с 9-го по 11 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Данная программа введена для студентов и школьников, как информационно- обучающая программа

Цель курса: всестороннее обучение молодых лидеров- экологов, для эффективного решения экологическими проблем Кыргызской Республики

Задачи:
1. Ознакомление слушателей с основами экологии, с Глобальными экологическими проблемами, с основами международного экологического права.
2. Ознакомление слушателей с основами социальных, гуманитарных и образовательных технологий, с основами менеджмента, психологии, ораторского искусства, имиджелогии
3. Ознакомление слушателей с основами конфликтологии, теорией переговоров
4. Формирование у слушателей "критического мышления", "проектного мышления"
5. Изменение моделей поведения у слушателей, и развитие у каждого из них персонал- технологий
6. Воспитание у слушателей чувства патриотизма
7. Научить студентов умению "предметно видеть" экологические проблемы на различных объектах природы.
8. Развитие и закрепление у слушателей лидерских качеств

В настоящее время перед человечеством стоит серьезная проблема, заключающаяся в потребительском отношения человека к природе. Это приводит к ухудшению состояния окружающей среды и как следствие, к ухудшению условий жизни людей. Альберту Эйнштейну принадлежит изречение: "Наиболее важные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы были, когда создавали их".

В условиях перехода КР на модель устойчивого развития экологическое образование и воспитание населения официально признано как одно из приоритетных направлений совершенствования природоохранных и образовательных структур. И, в то же время, наблюдается острая необходимость в улучшении качества экологического образования, а также в условиях современного мира необходимо давать не только экологическое образование, но и образование в сфере менеджмента и общественных наук. Так как зачастую специалист эколог оказывается не в состоянии повлиять на развитие ситуации именно из-за непонимания ценностей современного общества, а также из-за неумения довести свое мнение до широких слоев общественности.
Для того, чтобы эффективно воздействовать на тип мышления людей, необходимо владеть современными социальными технологиями, так как, зависимость от информационных потоков порождает потребность в тщательном изучении возможностей влияния на все большее количество типов и все большие объемы аудиторий.

Организационно - методические основы:
1. Процесс обучения включает лекционные, практические, семинарские и индивидуальные занятия, различные формы контроля знаний, библиотечную и самостоятельную работу.
2. Педагогический подход к преподаванию курса - интерактивный.
3. Метод обучения - тренингово- практический, с использовании "методов критического мышления".

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

БЛОК 1.
Основы проектного мышления

Количество часов
Темы лекций
1. Вводная лекция 2часа
· Цели, задачи, методы программы
· Что такое цель?
· Формат занятий
· Знакомство
2. Социальные пространства 2 часа
· Что такое социальное пространство
· Какие бывают?
· Что с этим можно делать?
3. Проектное мышление 2 часа
· Что такое проект?
· Что такое мышление?
· Какое мышление вообще бывает?
4. Проекты 4 часа
· Способы написания проектов
· Проектная деятельность
· Пространства "проектной деятельности"
· СМАРТ
· SWOT- анализ
5. Менеджмент 2 часа
· Что такое менеджмент
· Зачем (кому) менеджмент нужен?
· Ценности "Таллиннской школы менеджеров"
· Менеджмент "здравого смысла"
6. Технологии 4 часа
· Что такое технология?
· Какие технологии бывают?
· Социальные технологии
· Гуманитарные технологии
· Психо-технологии
· Персонал-технология
7. Искусство управления собой 6 часов
· Тайм менеджмент
· НЛП
· Трансактный анализ
· Генштальт терапия
8. Коммуникативная компетентность 4 часа
· МЫСЛЬ-СЛОВО-ДЕЙСТВИЕ
· Принцип триагуляции
· Переговоры
· Цели и способы их достижения
9. Управленческая компетентность 4 часа
· Управление из любой точки
· Ресурс-антиресурс
· Мотивация

Темы практических занятий
9. Персонал технология 2 часа
10. Переговоры 4 часа
11. Составление проектов 20 часов

БЛОК 2.
Экологический блок
Темы лекций
1. Что такое экология 2 часа
· Что такое экология
· Что такое Окружающая среда
· Что с этим делать?
2. Экологические проблемы
· Что такое проблема?
· Что такое экологическая проблема?
3. Глобальные эко -проблемы 2 часа
· Понятие глобальных (планетарных) экологических проблем
· Примеры глобальных экологических проблем и возможности
их решения
4. Экологическое право 2 часа
· Понятие Международного экологического права
· Международные нормативные документы (Конвенции, Договора, Соглашения и прочее)
· Объекты и субъекты экологического права.
· Понятие "Объекта экологического права"
· Объекты экоправа: атмосферный воздух, водные ресурсы, питьевая
вода, лес, земля, недра, биоразнообразие, особо охраняемые территории.
· Понятие "Субъект" экологического права - физическое и
юридическое лицо
· Правовой статус объектно-субъектных отношений
5. Понятия: экологическая катастрофа, экологический кризис,
экологическая опасность. 2 часа
· Понятие экологическая катастрофа на примере трагедии мая 1998 года
· Понятие экологический кризис и системный кризис человечества
на примерах Египта и прогнозах демографического взрыва.
· Понятия экологическая опасность на примере планируемого мусоросжигающего завода в г.Бишкек.
6. Понятие экологических проблем и методы их разрешения в КР. 2 часа
· Понятие экологической проблемы
· Объектно-субьектное рассмотрение проблемы захоронения
хвостохранилищ
· Первичное знакомство с экологическим законодательством
КР. (Законы общей и специальной части)
7. Причины негативных экологических процессов, нормы и
принципы экоправа. 2 часа
· Естественные причины негативных экологических процессов.
· Негативное антропогенное воздействие на природу.
· Понятие "нормы экоправа"
· Понятие "принципы экоправа"
· Ответственность за негативное антропогенное воздействие
на природу.

Темы практических занятий
8. Конституция КР. (основы конституционного права). 2 часа
· Права и обязанности граждан КР
· Права окружающей среды
· Право на землю
9. Закон об охране окружающей среды.
Закон об экологической экспертизе 2 часа,5б.
· Структура закона
· Нормы и принципы
· Основные положения
· Ответственность
10. Оценка экологической ситуации земельных объектов. 2 часа.
· Выбор приоритетных направлений для анализа
· Анализ состояния по ряду приоритетных объектов
· Экоигра
· Анализ наиболее актуальных и эффективных решений. 2 часа.

Самостоятельная работа: ЭКО-Анализ маршрута БГУ -ДОМ
Список рекомендуемой литературы:
1. Конституция КР
2. Закон об охране окружающей среды.
3. Закон об экологической экспертизе.
4. Концепция экологической безопасности КР.
5. Боголюбов С.А. "Экологическое право": Учебник для вузов. -М.,1998
6. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник для вузов. - М.,1998
7. Желудков А. "Экологическое право России" (конспект лекций) М.: "Изд-во ПРИОР",1999
8. Международное право: Учебник / Отв.ред. Ю.М.Колосов, В.И.Кузнецов. - М.,1995

Блок 3. Лидерство.

Темы лекций Кол-во часов, баллов
1. Лидерство 2 часа
· Лидер
· Типы лидеров
· Теории лидерства
2. Искусство модераторства 4 часа.
· Типы модераторов
· Типы занятий
· Управление аудиторией
3. Ораторское искусство 4 часа
· Написание речи
· Произнесение речи
· Типы аудиторий
· Управление аудиторией
4. Критическое мышление 6 часов
· Методы критического мышления
· РАФТ, дискуссии, "чтение с остановками"
· "Авторское кресло"

Список рекомендуемой литературы:
1. Конституция КР
2. Закон об охране окружающей среды.
3. Закон об экологической экспертизе.
4. Концепция экологической безопасности КР.
5. Боголюбов С.А. "Экологическое право": Учебник для вузов. -М.,1998
6. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник для вузов. - М.,1998
7. Желудков А. "Экологическое право России" (конспект лекций) М.: "Изд-во ПРИОР",1999
8. Международное право: Учебник / Отв.ред. Ю.М.Колосов, В.И.Кузнецов. - М.,1995
1. Бардин Л. Законы и практика СМИ в Киргизии. //Сборник Законы и практика СМИ в странах СНГ и Балтии (Сравнительный анализ). М.,: Галерея, 1999. С. 70-74
2. Блэк С. PR: международная практика. М.: Издательский дом "Довгань",1997.-180с.
3. Блэк С. Введение в паблик рилейшенз. -Ростов-на-Дону,1998.
4. Берлова О. Некоторые аспекты экологических паблик рилейшенз в России. -М.: Tacis, 1998
5. Викентьев И.Л, Захаров И.. Экология и реклама. Убыток или…? //"Рекламное Измерение", 2000 г. № 2 (67). С. 26-29.
6. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relation.- Спб., 1999.
7. Галенович А. К возможностям экологической рекламы: "видит око…"// "Рекламное измерение", 2000 г. № 4 (69). С. 23-26.
8. Горин С.А. НЛП: техники россыпью. -М.,: Изд-во "КСП+", 2000.-560с.
9. Даиров Ы.А. Национальный доклад о состоянии окружающей среды 1998-1999гг. Бишкек, 2000 г.
10. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб., 2000
11. Кара-Мурза С. Г. Манипуляции сознанием. - М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 2001г.-832с.
12. Кочинева А., Берлова О., Колесникова В.. Экологическая журналистика. Учебное пособие.- М.: Социально-экологический союз, 1999
13.Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) - Мн.: Харвест, 1999.-448с.
14. Матвеенко М.В. К вопросу об экологическом воспитании…// "Мектеп", специальный выпуск, 2000. С. 57-60.
15. Матвеенко М.В. Бесцветные "зеленые" идеи яростно спят. //"Мурек", №5-6, 2001. С. 18-20.
16. Майерс Д. "Социальная психология"-М.:1998.
17. Масаулов С. И., Хоролец С.Г. Конфликты и возможность управления ими. Методические, социальные и социально-психологические ориентиры. Бишкек.,2001, 122с.
18. Экологическая безопасность и устойчивое развитие./ Под ред. Молдогазиевой К.С.- Бишкек, "Олимп", 2002
19. Панфилова А.П., Деловая коммуникация в профессиональной деятельности, СПб., "Знание", 2001
20. Перегон О. Операция "Первоцвет-2002"// Журнал Вести СоЭС. №1 (20) 2002.- С.61-62.
21. Платов А. Экологически ЧИСТЫЙ PR //"Рекламное Измерение" 2000г. № 8 (73). С.18-21.
22. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. -М.: Рефл-бук, Ваклер, 2000.
23. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшенз для профессионалов. -М.: Рефл-бук, Ваклер, 1999.
24. Почепцов Г.Г. Связи с общественностью в мире бизнеса. -М.: Рефл-бук, Ваклер, 1999.
25. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшенз, или как успешно управлять общественным мнением. -М.: Рефл-бук, Ваклер, 1998.
26. Ранк О. Миф о рождении героя. -М.,1997.
27. Международное экологическое право и Центральная Азия./Под ред. Сиверса Э.В., Аранбаева А.М., Смирновой Д.А.-Алматы, 2001.
28. Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. -Л.: Машиностроение. Ленинг. отделение, 1989
29. Шюэр С., Барнетт А., Браун М.. Руководство по использованию средств массовой информации. USIA Regional Program Office, Vienna
30. Акции экологических организаций Кыргызстана: пособие. Коллектив авторов под общ. Ред. Э.Шукурова.- Бишкек, 1999
31. Элиас В., Понизова О. Теория и практика лоббирования. Пособие для природоохранных НПО. Брюссель: Tacis, 1999.
32. Как одни бизнесмены с экологами ссорились, а другие прибыли делили. Проект доклада о проблемах взаимоотношений бизнеса и экологии для Национального Форума по биоразнообразию - июнь, 2001 г. http://www.sci.aha.ru/ARC/C0.htm
33. Проект по разработке Стратегии и плана действий по сохранению биоразнообразия. Национальный доклад. Бишкек 1998г.
34. Dowie M., Torches of Liberty // The Environmental Magazine, January-February, 1996.
35. Ibid. SEJ at MIT//SEJ Journal, December, 1995.
36. Bleifuss J., Covering the Earth with "GreenPR"//Environment Writer, December,
1995.
37. Kucharski M., Are News Conferences Dead?//Desember, 1996.
38. Helvarg D., Greenwashing Puts the Best Public Face on Corporate
Irresponsibility//The Environmental Magazine, November-December, 1996.
39. Ward B., Coming to Theater Near You//Environment Writer, October, 1995.

Используются технологии uCoz