СЕТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Бюллетень подготовлен в рамках проекта«Создание сети экологических журналистов
Центральной Азии (ЦАСЭЖ)» при финансовой поддержке Международной программы
ЮНЕСКО по развитию коммуникаций (МПРК).
Центральная
Азия
2006 г.
INTERNATIONAL
LAW PERCIEVES THE RIGHT FOR
INFORMATION NOT AS A SPECIFIC RIGHT OF NONGOVERNMENTAL
ORGANIZATIONS, BUT AS A RIGHT OF
EVERY HUMAN BEING.
Международное право рассматривает право на информацию не только как специфическое
право НПО, но и как право каждого человека.
Введение
Сегодня в странах
Центральной Азии действует много "зеленых" неправительственных организаций,
которые ставят своей целью привлечь население к решению экологических проблем.
В то же время, в регионе нет авторитетных средств массовой информации, которые
выступали бы посредниками в диалоге секторов и были бы объединяющими в сфере
межсекторального сотрудничества.
Те немногие экологические газеты, которые издаются в регионах по заказам местной
администрации или бюллетени экологических НПО, в силу тех или иных причин, освещают
узкие, ведомственные интересы. Вот почему так важно работать над созданием заинтересованной
среды, в которой люди были бы готовы вступить в организации, ассоциации или
приступить к индивидуальным действиям по поддержке позитивных экологических
преобразований. Необходима подача объективной экологической информации, которая
была бы разъясняющей и просвещающей, к которой население могло бы иметь широкий
доступ. Формирование экологического мышления нужно как чиновникам, так и рядовым
гражданам.
Это и есть уникальная возможность формирования одинаковых подходов и точек зрения
на экологические проблемы и поиск путей их решения для всех. Это и объединяет
людей, занимающихся экологической журналистикой. И конечно, наших партнеров,
решивших создать сеть экологических журналистов Центральной Азии.
СМИ в Центральной Азии
Говорить о свободе
слова в странах Центральной Азии сложно. Профессиональные ТВ и печатные издания,
в основном, представляют две противоположные точки зрения. Одни представляют
u1090 точку зрения власти, другие - точку зрения оппозиции.
СМИ распределены между своими хозяевами - финансово-промышленными группировками,
кланами и олигархическими объединениями. При таких обстоятельствах, около 90
процентов СМИ зависят от структур власти или своих хозяев, а экологическим проблемам
СМИ уделяют такое внимания, которое зависит от того, насколько оно необходимо
с точки зрения власти или владельцев СМИ.
Принимая во внимание большое число СМИ (около 5 тысяч), плюрализм в странах
Центральной Азии оставляет желать лучшего. В основном, все СМИ под контролем
своих владельцев. 90 процентов всех печатных изданий и телевизионных компаний
выражают точку зрения власти или резко противоположную. То есть о множественности
точек зрения говорить пока не приходиться.
Практика показывает, что государственные структуры при предоставлении экологической
информации больше заботятся о "чести своего мундира", чем о состоянии
окружающей среды.
Проект по созданию сети экологических журналистов Центральной Азии (ЦАСЭЖ)
Международная
программа ЮНЕСКО по развитию коммуникаций (МПРК) поддержала идею по созданию
сети экологических журналистов Центральной Азии - ЦАСЭЖ.
Были проведены консультации с Тарьей Виртанен, региональным советником по коммуникациям
и информации МПРК ЮНЕСКО, Сергеем Карповым, национальным специалистом Кластерного
бюро в Алматы по Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану, Узбекистану. Во время
консультаций были скорректированы цели и задачи проекта, определены действия
и направления работы.
Проект по созданию ЦАСЭЖ призван способствовать обеспечению свободы слова и
доступа к экологической информации (что является главным принципом Орхусской
конвенции). Кроме того, целью проекта является повышение информированности журналистов
по экологическим проблемам Центральной Азии и усиление их потенциала для освещения
этих проблем в СМИ.
Сеть ЦАСЭЖ будет также способствовать развитию механизмов сотрудничества между
СМИ и государственными структурами, повышению оперативности и качества журналистских
материалов, наладит обмен информацией и опытом с подобными международными объединениями.
Дистанционный курс для образования экологических журналистов Центральной Азии
Проект также
предусматривает создание дистанционного курса для образования экологических
журналистов, к которому в настоящее время обеспечен доступ профессиональных
журналистов, преподавателей и студентов факультетов журналистики и др.
В образовательном курсе размещена информация о международных соглашениях и конвенциях
по климату, биоразнообразию, биобезопасности, опустыниванию, химическому загрязнению,
управлению водными ресурсами, подписанных или ратифицированных странами Центральной
Азии.
Особый раздел дистанционного курса посвящен разъяснению положений Орхусской
конвенции "О доступе к экологической информации, участию общественности
в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся охраны
окружающей среды", Протокола по РВПЗ (регистр выбросов и переноса загрязняющих
веществ).
Дистанционный курс призван помочь экологическим журналистам получить информацию
о декаде ООН по образованию в целях устойчивого развития, ситуации по химическим
загрязнениям в Центральной Азии, о водных проблемах и других важных экологических
темах. Интеграция подобных курсов в систему образования представляет проблему
из- за перегруженности учебных планов и слабой технической базы учебных заведений
Центральной Азии.
Опыт подобной работы первый и потому ценный в Центральной Азии, в дальнейшем
предполагается обновление информации и создание новых дистанционных курсов и
интеграция необходимых научных дисциплин для повышения знаний экологических
журналистов.
Дистанционный курс для образования экологических журналистов Центральной Азии
размещен на сайте: www.unesco.org/webworld/ipdc
Информацию о Международной программе развития коммуникации (МПРК/IPDC) смотрите
на сайте: http://www.unesco.kz
Подготовлена также электронная версия курса, которую можно получить в опорных
пунктах ЦАСЭЖ u1090 той страны, в которой Вы живете (см. адреса в разделе "Члены
сети экологических журналистов Центральной Азии").
Рабочая встреча членов сети экологических журналистов
В рамках проекта
состоялась рабочая встреча членов ЦАСЭЖ из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана
и Казахстана, в которой приняли участие представители Министерства охраны окружающей
среды Республики Казахстан, образовательного центра "Bilim-Central Asia",
НПО, эксперты. Представители Кластерного бюро в Алматы по Казахстану, Кыргызстану,
Таджикистану, Узбекистану Сергей Карпов и Болатбек Аманбеков провели тренинг
по практическим навыкам создания дистанционного образовательного курса для экологических
журналистов Центральной Азии.
На встрече были обсуждены также пути дальнейшего развития сети, ее Устав, Соглашение
между партнерами, Стратегия действий ЦАСЭЖ, подготовленные при содействии Сергея
Власенко, эксперта-юриста в области свободы слова и прав журналистов.
Сеть экологических журналистов Центральной Азии
Знания экологических
журналистов часто не соответствуют тому направлению, которым они занимаются.
В странах Центральной Азии нет журналистских центров или опорных пунктов для
экологических журналистов; мало профессиональных союзов журналистов; слабо развита
система защиты свободы слова, конституционных прав журналистов; не обеспечен
открытый доступ к информации; недостаточно развиты механизмы сотрудничества
между СМИ и государственными структурами.
В некоторых странах ЦА работают союзы журналистов, однако нет постоянно действующих
профессиональных журналистских сетей (по защите прав журналистов, обмену опытом
и ресурсами, участию в международных конференциях, расширению системы доступа
к информации). Отсутствует защита свободы слова в экологических вопросах. Несмотря
на то, что Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан являются сторонами Орхусской
конвенции "Об экологической информации, участию общественности в решении
экологических проблем и доступе к правосудию, по вопросам, касающимся окружающей
среды", принципы конвенции не соблюдается. Общественность вынуждена обращаться
в международные организации за защитой своего главного права - права на информацию.
Главные проблемы таковы:
o недостаточен международный опыт освещения экологических проблем;
o отсутствует система повышения квалификации журналистов экологов.
Создание независимой сети экологических журналистов Центральной Азии (ЦАСЭЖ)
позволит
- улучшить ситуацию при сборе и распространении экологической информации;
- повысить потенциал журналистских кадров посредством тренингов для СМИ, на
которых особое внимание будет уделяться экологическим проблемам Центральной
Азии;
- усовершенствовать механизм сотрудничества между СМИ и государственными структурами,
повысив оперативность и качество журналистских действий;
- способствовать расширению доступа к экологической информации и защите окружающей
среды в странах Центральной Азии путем оказания поддержки и взаимопомощи в обеспечении
техническими средствами и опытом;
- способствовать обмену международным опытом в деятельности подобных сетей и
привлечению к сети новых членов.
Члены сети экологических журналистов Центральной Азии
Агентство экологических
новостей "GreenWomen".
Миссия - поддержка участия общественности в решении экологических проблем при
помощи развития экологического мышления у населения Центральной Азии.
Целевые (фокусные) группы: региональные и национальные ТВ и печатные издания,
НПО, специализирующиеся в области экологической информации, природоохранные
учреждения. Казахстан,
"Агентство экологических новостей "Greenwomen", электронная почта:
greenwomen@nursat.kz телефон: +7 3272 474537
Центр "Гендер: инновации и развитие".
Целевые (фокусные) группы: женщины-журналисты, национальные ТВ, НПО, специализирующиеся
в области ТВ. Специализируется в подготовке видео продукции (телевизионные передачи
и социальная реклама, образовательные программы для областного и республиканского
ТВ-каналов). Опыт работы со СМИ (предпочтительно ТВ ). Узбекистан, "Центр:
u1043 Гендер, инновации и развитие", электронная почта: galina_v@uzsci.net
телефон: 998 71 133 45 93
НПО "Ради земли".
Целевые (фокусные) группы: СМИ, ТВ, молодежные НПО, специализирующиеся в области
экологической информации. Опыт работы с печатными изданиями и ТВ Таджикистана.
Таджикистан, "Ради земли", Таджикистан, электронная почта: forearth@tjinter.com
телефон: 992 372 24 12 77
НПО "Глобальное и локальное информационное партнерство" - ГЛИП.
Целевые (фокусные) группы: СМИ, ТВ, молодежные и экологические НПО, специализирующиеся
в области биоразнообразия и биобезопасности. Опыт работы с государственными
и неправительственными структурами Кыргызстана. Кыргызстан, "Глобальное
и локальное информационное партнерство", электронная почта: ngo_glip@yahoo.com
телефон: 996 (502) 342420
Приложение
Соглашение
о сотрудничестве в формировании информационного ресурса - сетевого союза «Центрально-азиатская
сеть экологических журналистов»
Агентство экологических новостей "Green women" (Казахстан), неправительственная
организация "Ради Земли" (Таджикистан) , неправительственная организация
"Гендер: инновации и развитие" (Узбекистан), неправительственная организация
"Глобальное и локальное информационное партнерство" (Кыргызстан):
- участники настоящего Соглашения, именуемые в дальнейшем "Сторонами",
желая способствовать и расширять систему доступа и распространения информации
в области состояния окружающей среды и использования природных ресурсов в странах
Центральной Азии, решили создать сетевой союз - "Центрально-азиатская сеть
экологических журналистов" именуемое в дальнейшем "ЦАСЭЖ".
Учитывая взаимосвязанность состояния окружающей среды в странах Центральной
Азии и в целях развития общего информационного пространства, Стороны согласились
о нижеследующем:
Статья 1.
Стороны рассматривают все виды информационных обменов как важнейшую форму сотрудничества.
Статья 2.
Стороны будут содействовать всем формам сотрудничества между собой, а также
привлекать к участию к сотрудничеству другие организации (лиц) для обеспечения
более широкого и u1089 свободного распространения обмена информацией о состоянии
окружающей среды.
Статья 3.
Стороны будут способствовать широкому освещению информации о состоянии окружающей
среды и ее защиты через свои WEB-сайты или средства массовой информации.
Статья 4.
Стороны будут содействовать созданию необходимых условий для профессиональной
деятельности журналистов, освещающих вопросы состояния окружающей среды, в том
числе, оказывать помощь в проведении образовательных тренингов, семинаров.
Статья 5.
Стороны не будут препятствовать доступу к информации, другим источникам информации,
а также распространению полученной на законных основаниях информации, журналистам
каждой из сторон.
Статья 6.
Стороны будут способствовать распространению нормативных правовых актов, как
своих стран, так и международных документов, призванных регулировать состояние
окружающей среды.
Статья 7.
Стороны самостоятельно устанавливают язык(и), на котором будет распространяться
информация, с учетом требований национального законодательства.
Статья 8.
Для обеспечения выполнения настоящего Соглашения, сторонами будут проводиться
заседания для подведения итогов сотрудничества и разрешения иных вопросов -
не реже одного раза в три месяца.
Статья 9.
Стороны согласились принять документ, призванный регулировать деятельность сетевого
союза - Устав ЦАСЭЖ.
Статья 10.
Стороны самостоятельно привлекают финансовые средства для выполнения своих обязательств
по настоящему Соглашению. Любая деятельность в рамках настоящего Соглашения
осуществляется в соответствии с национальными законодательствами Сторон.
Статья 11.
Спорные вопросы, связанные с применением или толкованием настоящего Соглашения,
Стороны разрешают путем консультаций и переговоров.
Статья 12.
Соглашение открыто для присоединения к нему других организаций, заинтересованных
в своем участии в нем, и готовых принять на себя обязательства, вытекающие из
настоящего Соглашения, с согласия всех Сторон.
Статья 13.
Каждая Сторона может выйти из данного u1057 Соглашения, направив письменное
уведомление об этом другим Сторонам, предварительно урегулировав все свои обязательства,
возникшие за время действия Соглашения.
Статья 14.
Стороны по взаимной договоренности могут внести в настоящее Соглашение изменения
и дополнения, которые оформляются в виде дополнения к настоящему Соглашению.
Статья 15.
Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания и действует один
год. Соглашение автоматически продлевается каждый раз на год, если стороны не
примут иного решения.
Настоящее Соглашение подписано в г. Алматы "___" "____________"
200_ года в одном экземпляре, на русском языке и хранится в Агентстве экологических
новостей "Greenwomen", Казахстан.
Неправительственная организация "Агентство экологических новостей"
"Greenwomen", Казахстан
Неправительственная организация "Ради Земли", Таджикистан Неправительственная
организация
Центр: "Гендер: инновации и развитие", Узбекистан
Неправительственная организация "Глобальное и локальное информационное
партнерство", Кыргызстан
Стратегия деятельности «Центрально-азиатской сети экологических журналистов» («ЦАСЭЖ») 2006 -2009 г.г.
Обеспечение права
человека на доступ к экологической информации (информации в области охраны окружающей
среды), права человека на благоприятную окружающую среду.
Деятельность ЦАСЭЖ будет осуществляться по следующим направлениям:
1. Информационное - является приоритетным видом деятельности ЦАСЭЖ. Составляющими
частями этого направления являются: поиск экологической информации; проверка
достоверности информации; распространение информации; создание информационной
базы данных. Помощь в сотрудничестве средств массовой информации с государственными
органами, экологическими и иными организациями.
2. Образовательное - повышение мастерства журналистов. Подготовка экологических
журналистов, специализирующихся по вопросам окружающей среды. Привлечение молодых
журналистов к работе в общественных экологических организациях. Повышение уровня
экологических знаний населения.
3. Экспертное - предусматривает участие в исследованиях по экологической ситуации,
усиление общественного контроля состояния окружающей среды и процесса принятия
решений в этой области, а также привлечение экологов к сотрудничеству со средствами
массовой информации.
4. Правовое - создание доступной для населения юридической базы данных в области
охраны окружающей среды. Совершенствование законодательной базы в области охраны
окружающей среды и доступа к экологической информации. Защита прав человека
на благоприятную окружающую среду.
5. Международное - должно осуществляться поиском сотрудничества с подобными
международными сетями и организациями.
1. ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Составляющими этого направления являются: поиск экологической информации; проверка
её достоверности; распространение информации; создание информационного ресурса
(информационной базы данных). Помощь в сотрудничестве средств массовой информации
с государственными органами, экологическими и иными организациями. Если средства
массовой информации будут иметь доступ к информации, только в этом случае появится
возможность отстаивать права человека на благоприятную окружающую среду.
В реализации информационного направления необходимо учитывать специфические
особенности СМИ. Так, электронные СМИ (телевидение и радио) могут более оперативно
и наглядно предоставлять населению экологическую информацию. В то же время печатные
СМИ и Интернет больше подходят для предоставления аналитической и исследовательской
информации.
Поощрение журналистов, освещающих вопросы экологии, будет мотивацией для журналистов
к участию в решении природоохранных проблем.
Электронные СМИ
Создание своего сайта.
Облегчить доступ к Интернету для получения экологической информации.
Расширить объем информации, размещенной на сайтах.
Сайты членов ЦАСЭЖ должны содержать ссылки, где можно получить экологическую
информацию.
Своевременное и оперативное обновление сайтов.
Выступления на радио и телевидении. Создание u1089 специальной экологической
теле- радиопередачи.
Интернет, к сожалению, еще недоступен большей части населения и, тем более,
недоступен для сельских жителей. Обеспечение редакций газет регулярной экологической
информацией (оказание помощи в поисках средств на приобретение компьютерной
техники (модемов).
Печатные СМИ
Выпуск печатной экологической газеты. Среди населения эта газета может распространяться
бесплатно. Рассылать газету в библиотеки, учебные заведения и пр.
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Создание Школы подготовки экологических журналистов.
Журналистов, специализирующихся в освещении экологических проблем, недостаточно.
Необходимо сформировать у молодых журналистов интерес к экологической тематике,
к праву человека на благоприятную окружающую среду. Только журналисты-экологи
могут профессионально освещать вопросы охраны окружающей природной среды.
Проведение семинаров по экологической журналистике среди студентов факультетов
журналистики, а также среди теле-, радиожурналистов, журналистов печатных СМИ.
Выпуск брошюр на экологические темы для школьников, населения.
Создание экологической библиотеки.
3. ЭКСПЕРТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Работа ЦАСЭЖ будет ориентирована на освещение исследований в области охраны
окружающей среды, чтобы дать населению объективную информацию и знания для понимания
экологических проблем и их решения в Центральной Азии.
Основное внимание будет уделено текущему положению дел в странах Центральной
Азии, публикации материалов, связанных с изучением состояния окружающей среды.
Следует обратить особое внимание на привлечение международных организаций к
решению экологических проблем региона.
Благодаря участию в ЦАСЭЖ организаций, средств массовой информации из стран
Центральной Азии будет происходить обмен информацией и исследованиями в этих
странах в области охраны окружающей среды. Тем самым будет обеспечен доступ
к информации и показаны пути совместных действий по решению экологических проблем,
привлечение мирового сообщества к экологическим проблемам Центральной Азии,
в том числе и к поиску оптимальных путей решения экологических проблем.
Вовлечение гражданского общества в процесс решения
экологических проблем также является приоритетным для
ЦАСЭЖ.
С помощью средств массовой информации общественные организации смогут подключиться
к процессу решения экологических проблем. Через общественные организации будет
повышаться уровень информированности населения и участие общества в решении
экологических проблем. Общественные организации смогут предложить для участия
в различных исследованиях экспертов, пользующихся авторитетом.
Участие ЦАСЭЖ в проведении экологических исследований
и конференций
Для стран Центральной Азии очень актуальны исследования деятельности нефтегазовых
кампаний, использование атомной энергии, проблемы питьевой воды, опустынивания
и деградации земель и пр.
Также важными для освещения средствами массовой информации являются материалы
научных конференций по экологии Центральной Азии. Различные инициативы и деятельность
государственных органов подлежат экспертной оценке. Экологическая информация
должна быть адаптирована для различных слоев населения.
4. ПРАВОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Обеспечение доступности и открытости экологической информации, предоставляемой
государственными органами, в соответствии с нормами действующего законодательства.
Установление общественного контроля деятельности государственных органов в области
охраны окружающей среды на основе норм экологического законодательства.
Создание информационной юридической базы. Совершенствование законодательной
базы в отношении доступа к экологической информации и права человека на благоприятную
окружающую среду. Сотрудничество с депутатами Парламента с целью лоббирования
законопроектов в области охраны окружающей среды. Содействие разработке законопроектов
по вопросам экологии.
5. Международное направление.
Международное сотрудничество подразумевает членство ЦАСЭЖ в международных u1086
объединениях экологических журналистов.
Осуществление общих проектов, компаний и акций, а также участие в международных
конференциях, инициирование и проведение международных конференций, информационных
кампаний и акций, будет способствовать продвижению ЦАСЭЖ в международные процессы,
развитию контактов и деятельности, обмену информацией и опытом между существующими
международными объединениями экологических журналистов.
РАЗВИТИЕ РЕСУРСОВ ЦАСЭЖ
ЦАСЭЖ будет сотрудничать с другими организациями.
ЦАСЭЖ будет освещать все мероприятия в Центральной Азии по экологии и правам
человека на благоприятную окружающую среду.
ЦАСЭЖ будет способствовать деятельности, направленной на решение экологических
проблем.
ЦАСЭЖ будет привлекать внимание общественности и государственных органов к проблеме
соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду.
ЦАСЭЖ будет укреплять связи между государственными органами, общественными экологическими
организациями и средствами массовой информации.
ЦАСЭЖ будет готовить и распространять обзоры нарушения прав граждан на благоприятную
окружающую среду.
ЦАСЭЖ будет участвовать в конференциях, "круглых столах", семинарах
и пр. мероприятиях по охране окружающей среды.
РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЦАСЭЖ
Совершенствование использования имеющихся информационных ресурсов web-сайтов
членов ЦАСЭЖ будет способствовать интерактивному экологическому информационному
обмену как между членами ЦАСЭЖ, так и другими лицами, интересующимися экологической
информацией. Привлечение к деятельности ЦАСЭЖ новых членов.
Деятельность членов ЦАСЭЖ должна быть направлена не только на информирование
общества о существующих экологических проблемах в Центральной Азии, но и на
создание общественного мнения по предотвращению экологических проблем. К деятельности
ЦАСЭЖ необходимо подключать организации и лиц, специализирующихся в экологических
проблемах, в проведении различных исследований.
Развивать сотрудничество со средствами массовой информации, работающими в Центральной
Азии, таких как регион Аральского моря, Семипалатинский ядерный полигон и др.
Поддержка деятельности СМИ, специализирующихся в освещении проблем экологии
в государствах Центральной Азии.
Ожидаемые результаты от деятельности ЦАСЭЖ
Население Центральной Азии получит возможность доступа к объективной экологической
информации в регионе, а также в своем государстве.
Усиление общественного контроля той деятельности организаций, которая может
привести к ухудшению экологической ситуации.
Население Центральной Азии сможет воздействовать не только на центральные, но
и на местные органы государственной власти для решения экологических проблем.
Общественность будет способствовать привлечению внимания власти к решению экологических
проблем.
Информирование населения об экологической ситуации в Центральной Азии, будет
способствовать улучшению условий жизни населения в районах с неблагополучной
экологической обстановкой, а также поможет предотвратить появление новых экологических
проблем.
Улучшение взаимодействия между государственными органами власти, занимающимися
вопросами экологии в своих государствах, и между общественными экологическими
организациями, а также населением. Понимание населением деятельности органов
государственной власти в решении экологических вопросов.
Привлечение внимания мировой общественности к экологической ситуации и поиск
оптимальных решений, направленных на улучшение экологической ситуации в государствах
Центральной Азии. Изыскание дополнительных возможностей, в том числе финансовых,
для решения экологических проблем в тех случаях, когда такой возможности нет
у государства.
Приведение нормативных правовых актов в соответствие с Конституциями государств
Центральной Азии и международными соглашениями.
Обеспечение прозрачности и гласности в решении экологических проблем в государствах
Центральной Азии. Рассекречивание информации, затрагивающей экологические вопросы.
Вовлечение журналистов u1074 в деятельность, связанную с освещением экологических
проблем. Понимание журналистами необходимости формирования традиций экологической
журналистики. Подготовка журналистов по вопросам международных и национальных
норм по доступу к информации, в том числе и экологической.
Развитие сотрудничества журналистов с экологическими общественными организациями.
Развитие организации, объединяющей экологических журналистов.
Утверждено Решением Сетевого Совета
УСТАВ
сетевого союза «Центрально-азиатская сеть экологических журналистов»
1. Общие положения
1.1 ЦАСЭЖ не является юридическим лицом. Члены ЦАСЭЖ в своей деятельности руководствуются
Соглашением и осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями национального
законодательства.
1.2 Настоящая редакция Устава ЦАСЭЖ принимается в целях координации деятельности
членов ЦАСЭЖ, а также для реализации целей и задач, предусмотренных Соглашением
и настоящим Уставом.
1.3 Полное наименование сетевого союза - "Сетевой союз "Центрально-азиатская
сеть экологических журналистов".
1.4 Сокращенное наименование сетевого союза - "ЦАСЭЖ"
2. Цели и предмет ЦАСЭЖ
2.1 ЦАСЭЖ создается в целях удовлетворения потребностей населения стран Центральной
Азии в получении информации в области состояния окружающей среды и использования
природных ресурсов в странах Центральной Азии.
2.2 Основным предметом деятельности ЦАСЭЖ является взаимосвязь и обмен информацией
о состоянии окружающей природной среды в Центральной Азии.
2.3 Для достижения указанных в пункте 2.1 целей, ЦАСЭЖ осуществляет следующие
виды деятельности:
- способствует расширению доступа к информации о состоянии окружающей среды
и ее защиты в странах Центральной Азии.
- оказывает поддержку и взаимопомощь в обеспечении техническими средствами к
доступу и обмену информацией.
- оказывает помощь в проведении образовательных и иных семинаров, тренингов
и прочее для различных категорий населения и СМИ по проблемам экологии Центральной
Азии.
- обменивается информацией, знаниями и опытом работы в области освещения экологических
проблем в странах Центральной Азии (на местном, региональном и международном
уровнях).
- способствует привлечению к работе в ЦАСЭЖ новых членов.
- оказывает поддержку и способствует поиску финансовых средств для осуществления
деятельности членов ЦАСЭЖ.
2.4 В своей деятельности члены ЦАСЭЖ руководствуются Соглашением и Уставом.
Члены ЦАСЭЖ вправе осуществлять иную деятельность, соответствующую целям, для
достижения которых создана ЦАСЭЖ.
3. Структура и управление ЦАСЭЖ
3.1 Органом управления ЦАСЭЖ является Сетевой Совет. В состав Сетевого Совета
входят все члены ЦАСЭЖ - руководители организаций членов ЦАСЭЖ или их представители.
3.2 Сетевой Совет решает вопросы:
- общей стратегии деятельности ЦАСЭЖ;
- внесения изменений в Соглашение, Устав ЦАСЭЖ;
- принятия новых членов;
- создания и закрытия ЦАСЭЖ.
Сетевой Совет вправе принимать к своему рассмотрению любые вопросы, связанные
с деятельностью ЦАСЭЖ
3.3 Сетевой Совет правомочен, если на его заседании присутствует более половины
его членов. В заседании Сетевого Совета, по его приглашению, вправе присутствовать
и иные лица. Решения Сетевого Совета принимаются простым большинством голосов
от присутствующих.
3.4 Заседания Сетевого Совета проводятся не реже одного раза в три месяца. Место
проведения очередного Сетевого Совета устанавливается на заседании Сетевого
Совета.
3.5 О времени проведения заседания Сетевого Совета его члены предупреждаются
директором Сетевого Совета не позднее чем за неделю до даты проведения.
3.6 Формированием повестки дня заседания Сетевого Совета занимается Директор
Сетевого Совета. Подготовку места проведения заседания Сетевого Совета обеспечивает
тот член Сетевого Совета, где проводится заседание Сетевого Совета и по согласованию
с директором Сетевого Совета, готовит необходимые материалы для проведения заседания
Сетевого Совета.
3.7 Сетевой Совет избирает Директора Сетевого Совета, который руководит деятельностью
ЦАСЭЖ в период между заседаниями Сетевого Совета, в соответствии с поручениями
Сетевого Совета.
4.Членство в ЦАСЭЖ
4.1 Членами сетевого союза ЦАСЭЖ, могут быть любые организации (лица), подписавшие
Соглашение о сотрудничестве в формировании информационного ресурса - сетевого
союза, именуемое далее Соглашение и признающие Устав ЦАСЭЖ.
4.2 Для вступления новых членов в ЦАСЭЖ, этим организациям (лицу) необходимо
подать заявление, а также предоставить рекомендацию одного из членов ЦАСЭЖ,
копии учредительных документов. Рассмотрение заявления осуществляется на ближайшем
заседании Сетевого Совета.
4.3 Члены ЦАСЭЖ обязаны присутствовать на заседаниях Сетевого Совета. В случае
невозможности участия члена Сетевого Совета, в заседании участвует его представитель.
В случаях, когда нет возможности для принятия решения собрать всех членов Сетевого
Совета, директор Сетевого Совета вправе провести заочное голосование с использованием
электронной почты, факса и пр.
4.4 Решения Сетевого Совета являются обязательными для членов ЦАСЭЖ.
4.5 Член Сетевого Совета вправе приостановить или прекратить свою деятельность
в ЦАСЭЖ, для чего в Сетевой Совет подается соответствующее заявление.
4.6 Исключение из ЦАСЭЖ ее членов возможно по инициативе Сетевого Совета, если
член ЦАСЭЖ:
- не принимает участие в заседаниях Сетевого Совета или заочном голосовании
более 2 раз;
- отказывается выполнять в установленные сроки решения Сетевого Совета;
- осуществляет деятельность, направленную на подрыв интересов ЦАСЭЖ.
4.7 Члены ЦАСЭЖ имеют право:
- Участвовать в управлении ЦАСЭЖ в порядке, предусмотренном Уставом.
- Безвозмездно пользоваться услугами ЦАСЭЖ консультационного и организационного
характера.
- В установленном порядке пользоваться финансовыми, техническими и иными возможностями
ЦАСЭЖ.
- Получать информацию о деятельности ЦАСЭЖ и его членов.
- Обращаться в Сетевой Совет по любым вопросам, связанным с деятельностью ЦАСЭЖ.
- Выйти из ЦАСЭЖ в порядке, предусмотренном Уставом.
- Член ЦАСЭЖ не вправе передавать свои права третьим лицам.
4.8 Обязанности членов ЦАСЭЖ
Соблюдать положения Устава.
Принимать участие в деятельности ЦАСЭЖ.
Предоставлять информацию, необходимую для решения вопросов, связанных с деятельностью
ЦАСЭЖ.
Выполнять решения ЦАСЭЖ.
В случае нанесения ущерба ЦАСЭЖ или одному из его членов, член
ЦАСЭЖ обязан его возместить.
5. Внесение изменений и дополнений в Устав ЦАСЭЖ
5.1 Изменения в Устав ЦАСЭЖ вносятся по решению Сетевого Совета.
6. Прекращение деятельности ЦАСЭЖ
6.1 Прекращение деятельности ЦАСЭЖ осуществляется путем ликвидации.
6.2 Решение о ликвидации ЦАСЭЖ осуществляет по решению Сетевого
Совета, если за это решение проголосовало не менее две трети от общего числа
членов Сетевого Совета.
АНКЕТА
потребность в экологической информации
1. Представляет ли для Вас интерес информация о состоянии окружающей среды?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
2. Откуда Вы получаете информации о состоянии окружающей среды?
Телевидение
Радио
Печать
Интернет
Иное
3. Информация о состоянии окружающей среды востребована обществом?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Потеряла свою актуальность
4. Какая информация об окружающей среде Вам интересна?
Природоохранное законодательство
Деятельность экологических организаций
Состояние экологии в республике
Состояние экологии в месте проживания
Иная информация (укажите)
5. Будет ли способствовать распространение информации о состоянии окружающей
среды изменению отношения общества к проблемам ее охраны?
Да
Нет
6. Из каких источников Вы бы хотели получать информацию о состоянии окружающей
среды?
Телевидение
Печать
Радио
Интернет
7. Всегда ли интересно журналисты пишут статьи на тему охраны окружающей среды?
Да
Нет
Иногда
8. Как Вы считаете, есть ли необходимость выпускать СМИ специализирующиеся на
публикации информации о состоянии окружающей среды?
Да
Нет
9. Есть ли необходимость в подготовке экологических журналистов?
Да
Нет
10. Могут ли СМИ повысить эффективность общественного контроля за состоянием
окружающей среды?
Да
Нет
Возможно
Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе.
Возраст:
до 20 лет
21-30 лет
31-40 лет
41-50 лет
51-60 лет
старше 60 лет
Образование:
среднее
среднее специальное
незаконченное высшее
высшее
Сфера Вашей деятельности:
Благодарим за сотрудничество!
Международная программа ЮНЕСКО по развитию коммуникаций (МПРК)
Международная
программа ЮНЕСКО по развитию коммуникаций (МПРК) - программа по развитию средств
массовой информации (СМИ) и поддержки медиа проектов в развивающихся странах
и в странах переходного периода.
МПРК выполняет свою миссию через проектную деятельность. Оценка проектов происходит
ежегодно посредством бюро Межправительственного совета МПРК.
Приоритеты МПРК: свобода слова; плюрализм СМИ; общественные СМИ; развитие человеческого
потенциала и партнерства для развития СМИ.
Подробную информацию можно найти на сайте: www.unesco.org/webworld/ipdc
Информацию о проектах по Центральной Азии можно получить у Сергея Карпова: s.karpov@unesco.org
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Авторы несут ответственность за подбор и представление фактов, содержащихся
в дистанционном курсе или настоящей публикации, а также за мнения, выраженные
в них, которые не обязательно являются официальной точкой зрения ЮНЕСКО, и не
налагают обязательств на данную организацию.
Использованные в дистанционном курсе или настоящей публикации обозначения и
материалы не подразумевают выражения какой-либо точки зрения ЮНЕСКО, относительно
правового статуса какой-либо страны, территории, города, региона или их администраций,
или же демаркации их границ
ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ
Авторы выражают признательность Международной программе ЮНЕСКО по развитию коммуникаций
(МПРК) за оказание консультационной и финансовой помощи, представителям Кластерного
бюро в Алматы по Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану, Узбекистану Сергею Карпову
и Болатбеку Аманбекову - за экспертные консультации и проведение образовательного
тренинга для рабочей группы проекта, Министерству охраны окружающей среды Республики
Казахстан - за поддержку и участие в проекте, эксперту Сергею Власенко - за
высокий профессионализм и содействие в реализации проекта, а также всем u1091
участникам встречи Рабочей Группы по обсуждению реализации проекта.